Мне довелось видеть бизнесмена, который готов был вложить средства в образование. У него была крупная телекомпания, и он пришел на журфак МГУ. Ему не хватало на телепроизводстве администраторов, телеоператоров, монтажеров и еще каких-то представителей техперсонала. По его разумению, среднетехнических учебных заведений для этого недостаточно. Для его телекомпании техников должен готовить главный вуз страны, а именно самый известный факультет журналистики. За это он готов был платить. Старик декан, кажется, был в шоке. Это, примерно, как токаря учить в институте стали и сплавов.
Но по-своему бизнесмен был абсолютно прав. Он обязан делать деньги, заботиться о своем бизнесе и приобретать самое лучшее в самых престижных местах. Государство же обязано ограничивать его аппетиты и заботиться о социальной справедливости. В том числе следить за тем, чтобы детский сад не превращался в казино, театр — в склад, а университет — в ПТУ.
Бизнесмены на встрече с Путиным попросили о приватизации высших учебных заведений. Президент, хотя, помнится, его не было на той встрече на факультете журналистики, посоветовал обратить внимание на среднеспециальные учебные заведения. Бизнес обещал подумать. В то же время, предприниматели все же смогут получить долю в вузах и университетах. Но с весьма осторожной формулировкой. Они смогут стать соучредителями. Ну, то есть смогут оплатить создание необходимой им кафедры или обучение по нужной им профессии.
Есть надежда, что появляется наконец приемлемая схема участия бизнеса в образовании. Собственно, просится, чтобы работодатели раскошелились на систему оценки выпускников, на внесение изменений в программы обучения на основе этой оценки, на обучение по тем специальностям, которых явно не хватает на рынке труда. О том, что именно они должны этим заняться, министр образования Андрей Фурсенко говорил уже давно. Упреки вузам в том, что они дают знания, но не дают навыков работы, уже навязли в зубах. При этом вся система образования по-прежнему не ориентирована на рынок. В стране некому проводить электричество, не хватает специалистов рабочих профессий. А вузы выпускают тысячами филологов при нехватке, скажем, как это было два года назад, начальников буровых установок. Собственно об этом президент и говорил с предпринимателями.
Но перед тем он говорил об этом с чиновниками на Госсовете. Деньги бизнеса и его запросы необходимы для реформы, но именно министерство будет умерять аппетиты бизнеса, формировать стандарты образования, обеспечивать его качество и доступность.
Два события на неделе показали, что реформа уже идет. В обучении будет сделан акцент на практические навыки, но при этом предполагается не рушить существующую сегодня «академичность». Но на нынешних студентах это вряд ли скажется. Система образования консервативна по своей сути, поскольку обеспечивает преемственность поколений, и меняться будет крайне медленно. Зато в железнодорожном институте не будут учить на стрелочника.