К граффити, оживляющему городской пейзаж, мы уже привыкли. Расписанные аэрозольной краской железнодорожные вагоны, напоминающие платформы с бразильского карнавала, больше не удивляют жителей мегаполисов. Зато удивляют расклеенные по всему городу для непонятной цели странные изображения: люди, животные, предметы, слова – всё, что угодно.
Это не реклама, это – пропаганда.
На западе стикеры стали распространяться в начале 80-х, и их тематика в основном касалась скейтбординга и панк-рока. Некоторое время спустя они трансформировались в художественное явление и в способ прославить свое доброе имя на улице. Стикеры (по-русски – наклейки) – это propaganda, часть street art культуры. А вообще к пропаганде относится любой объект, который можно куда-нибудь наклеить или прицепить. С пропагандой (конечно, в этом значении слова) в России мало кто знаком, в то время как креативная молодежь Америки и Европы уже вовсю «болеет» этой заразой с конца 90-х. В крупных российских городах таких уличных художников можно пересчитать по пальцам, хотя в Питере и в Москве существуют целые команды. В основном стикерами, как стрит-артом, увлечены только люди, занимающиеся граффити, потому что это деятельности, живущие по одинаковым законам.
По вопросам пропаганды консультирует уличный художник Foto.
«В России тоже может случиться стикерный бум, – говорит Foto. – Думаю, это вопрос времени. Если люди захотят заниматься этим, информации будет появляться все больше и, соответственно, будет распространяться и движение».
Foto отдаёт предпочтение анонимному искусству: «Я делаю стикеры ради улицы, и не обязательно, чтобы за ними стояло какое-то имя. Если у тебя есть свой оригинальный стиль и «почерк», как в граффити, ты все равно будешь узнаваем».
«Для того, чтобы сделать стикер, нужно желание и возможность генерировать интересные идеи для улицы, – подытоживает наш консультант. – Кто-то рисует на самоклеющейся бумаге от руки, а кто-то печатает на такой же бумаге на принтере. У некоторых даже есть возможности и деньги, чтобы заказывать тиражи стикеров и плакатов в полиграфии. А после подготовки материала остается только придумать интересные и удачные места для расклейки».