Грудь Cнегурочки Анны Семенович грозила вывалиться из платья, Павел Воля «грыз» микрофон и пошло шутил, публика хохотала, глядя, как за огромным Николаем Валуевым семенит маленький Евгений Плющенко. Несмотря на обилие звезд, главным гостем вечера был надувной Колобок: нам наконец-то показали, где у него зад — именно оттуда «вышел» первый конверт с серебряным победителем. Попрыгунчик Билан пополнил свою коллекцию эмтивишных матрешек еще двумя (дали три, но одну он потерял прямо на церемонии). Но в этом темном царстве показухи и абсурда справедливость вдруг пробилась к свету: лучшей исполнительницей признали Марину Максимову (МакSим).
Результаты премии MTV RMA 2007 хотелось разругать еще до того, как они были объявлены, — настолько дикими выглядели номинации. Однако же в каждой из этих номинаций нашелся один пункт, который не вызывал почти никаких сомнений. Удивительно, но на этот раз самая неудачливая музыкальная премия России досталась именно тем, кто и не вызывал этих сомнений. Раньше почти всегда происходило иначе.
Поскольку судьба премии RMA неразрывно связана с судьбой премии «Муз-ТВ», было бы интересно сравнить их результаты, ибо первая начинает становиться хоть сколько-нибудь адекватной, а вторая эту изначально присущую ей адекватность утрачивает. Конечно, есть премия «Муз-ТВ», которая вручается весной и преимущественно по результатам предыдущего года, тогда как RMA — осенью и рефлексирует предыдущий сезон целиком. В силу этой разницы, например, главное событие минувшего сезона — певица МакSим на премии «Муз-ТВ» в номинацию «Лучшая исполнительница» не попадала, поскольку ее полет к звездам начался в середине отчетного для этой премии года (а именно летом 2006-го). Пришлось МакSим (фактически — самой успешной певице года) довольствоваться скромным «Открытием года», в то время как певицей года зрители «Муз-ТВ» назвали (честное слово!) Жанну Фриске. Под стать победе Жанны Фриске было и отсутствие в номинации «Лучшая исполнительница» премии RMA Юли Савичевой, которая, и только которая, могла хоть как-то соперничать в прошлом году с МакSим по количеству хитов и призовых мест в чартах. Зато RMA считает, что в номинации «Лучшая исполнительница» вместо Савичевой достойна находиться, например, Елена Терлеева. Уму непостижимо! Впрочем, пытаться понять умом канал MTV — вообще дело пустое.
Поскольку после тотальной оккупации всех радиостанций и музыкальных телеканалов страны хитами МакSим отрицать успех этой артистки стало уже невозможным, справедливость восторжествовала. Марина Максимова получила сразу две премии RMA: как лучшая певица года и как лучший поп-проект (хотя называть живого человека, поющего песни собственного сочинения, «проектом» несколько странно).
В номинации «Лучший исполнитель» интриги не было: несмотря на возникшую было конкуренцию среди поп-артистов мужского пола, Билан остается пока недостижимым. А вот насчет доставшейся ему же премии в номинации «Артист года» можно было бы и поспорить. Здесь результат Билана выглядит скорее результатом навязчивой фастфуд-рекламы ее типа продюсерши Яны Рудковской, нежели отражением реального положения вещей. Поскольку артистом минувшего сезона, безусловно, является все та же МакSим, достаточно окинуть взглядом чарты. Марина Максимова весь отчетный период практически безвылазно просидела на вершинах таблиц с четырьмя суперхитами: «Нежность», «Отпускаю», «Знаешь ли ты» и «Ветром стать». У Билана таких хитов в это же время было лишь два: «Невозможное возможно» и «Номер один».
Сколь необязательны остальные номинации RMA, столь же необязательны и их результаты. Лучшей песней назвали «Невозможное возможно» Билана — да и ладно, хотя вряд ли она ротировалась больше, чем «Знаешь ли ты». Лучший дебют — «Серебро». Ну на фоне Насти Задорожной и Андрея Воробьева (никто, кстати, не знает — кто это?) даже группа «Серебро» — дебют. Хотя по одной песне в эфире определять дебютанта как-то поверхностно. Лучшим хип-хоп-артистом стала Бьянка — спасибо уже на том, что не ужасный «Банд’эрос» и не мутант Тимати. Но почему в номинации нет прекрасной группы «Игра слов»? Нет ответа. Про номинацию «Лучший рок-проект» вообще не стоило бы писать, поскольку в нее попали группа «Город 312» и даже (вы не поверите!) так называемая группа Tokio. Но напишу: выиграла «Би-2». Не выпустившая за отчетный период, напомню, ничего нового. Лучшей группой назвали «А-Студио». Конечно, в миллиардный раз вручать этот приз украинской группе «ВИА Гра» глупо, ведь все-таки в России сотни тысяч хороших поп-групп. И почему вдруг «А-Студио» оказывается лучшей из них — решительно непонятно. Как и непонятно, почему лучшая в стране поп-группа «Гости из будущего» вообще ни разу не получила ни одной русской музыкальной премии. Но, повторюсь, все это не имеет никакого значения, поскольку номинация эта неважна и неинтересна. Главное событие MTV RMA 2007 в том, что все эти голосования преодолели наконец инерцию старой памяти и смогли выделить действительно актуального артиста. Пусть хотя бы одного, но это уже лучше, чем те же постоянные призы «ВИА Гре» и Валерию Меладзе. А уж про то, что однажды российские телезрители назвали лучшей певицей страны Жанну Фриске, и вовсе говорить нечего — от такого позора премия «Муз-ТВ» будет отмываться годами.
А RMA в этом году стыдиться нечего, хотя действительно честной фиксацией феноменального успеха поп-певицы МакSим (к слову, превысившего успех первого альбома Земфиры Рамазановой) было бы вручение ей премий в номинациях и «Лучший артист», и «Лучшая песня». А то это постоянное российское стремление не обидеть Яну Рудковскую до добра точно не доведет.