От: Александр Храмов, студент биологического факультета МГУ, публицист
Обсуждение происшествия в Биологическом музее в блогах оказалось интересно главным образом тем, что в ЖЖ сидят многие преподаватели философского факультета МГУ. Сам декан участвовал в некоторых дискуссиях. Колеблясь с решением, наказывать студентов или нет, он предложил всем желающим высказаться на этот счет.
Мнения преподавателей-философов разделились примерно поровну. Одни предавались морализаторству об «основах мироздания», которые якобы потрясены акцией, и писали: «Кто же Вам такие вещи внушает на факультете? Настоящий философ защищает мораль как единственное, что отделяет человека от скота». Другие вспоминали Ницше, Фуко и других философов, состоявших с моралью в противоречивых отношениях.
Ну да, Фуко умер от СПИДа, а конец жизни тронувшегося умом Ницше был мучительным и позорным. Но все же: что больше «отделяет человека от скота» — соблюдение границ или неготовность казнить людей за их нарушение?..
Нормы, регулирующие вопросы сексуальной деятельности человека, весьма относительны: об этом писал один из ярчайших русских мыслителей Василий Розанов. Можно вспомнить и Диогена: тот в своей бочке прилюдно совокуплялся с подругой жизни Лаисой, чем изрядно шокировал сограждан, жителей Коринфа. Но коринфяне не прогнали Диогена и не стали травить его цикутой. Так, может быть, и нам, живущим в XXI веке, поучиться у древних греков олимпийскому спокойствию по отношению к тем, кто имеет неосторожность заблуждаться в вопросе об «общественных нормах»? Во всяком случае, к философам (и к тем, кто ими работает) это относится точно.
Безнравственный поступок всегда ценен. Ценен тем, что именно из него можно извлечь нравственный урок. Без «черного» нельзя понять, что такое «белое». И никогда нельзя быть уверенным в том, с какой стороны придет истина.
Интересно, что в комментариях к покаянному ЖЖ-посту студента Алексея Зуба (он не совокуплялся во славу медвежонка — только держал плакат) плевались даже те, кто не одобрил «биологическую» акцию. Зуб написал о своем раскаянии, видимо, приурочив это дело к Прощеному воскресенью. Но покаяние вышло для него весьма унизительным. Алексей всю вину перевалил на других участников акции, а себя представил жертвой обмана и несчастной овечкой. В результате даже те, кто кричал «Распни!», поспешили выразить студенту свое презрение.
Видимо, порядочность — это не просто умение держать на привязи свои «органы».