Прилавки книжных магазинов так и пестрят разноцветными обложками с привлекательными названиями.
Но насколько «вкусно» содержание новинок? Разобраться в этом поможет наша ягодная поляна из книг. АРБУЗ — самая интересная и насыщенная книга, ИЗЮМИНКА — самая необычная, КЛУБНИЧКА — неоднозначная, КЛЮКВА — сомнительная, почти на грани провала. Ну а ВОЛЧЬЯ ЯГОДА здесь для того, чтобы уберечь читателя от покупки очередной скучной тягомотины.
Арбуз
Захар прилепин. Грех: роман в рассказах.
М.: вагриус, 2007
Сурового вида бритоголовый парень написал самую сильную русскую прозу августа. После двух романов с экстремальным душком, входивших в шорт-листы престижных премий, нижегородец Захар Прилепин выдал роман в рассказах. Герой книги Захарка отслужил в Чечне (где командовал отделением спецназа), живет в русском областном городе, растит с женой двоих маленьких детей… На первый взгляд, рассказы, вошедшие в книгу, дробятся, не укладываются в единый сюжет. Вот Захарка работает вышибалой в клубе, вот — могильщиком, вот — приезжает в родную деревню, а вот — вспоминает недавнюю войну. Но в этом и сила Прилепина: из неказистой и растрепанной русской житухи он лепит свою прозу, шершавую, выпуклую, чувственную. И в глубине своей очень светлую.
Изюминка
Джим додж. Не сбавляй оборотов. Не гаси огней: роман/пер. С англ.
М.: гаятри, 2007
Времена битников, рок-н-рольщиков и автостопщиков безвозвратно прошли, и, казалось бы, кому теперь интересно читать об их психоделических похождениях? Известный американский прозаик, раздолбай и выпивоха Джим Додж переносит нас в архаические, дохипповские времена. Каменный ХХ век, начало золотых 60-х. Герой мчит из Калифорнии в Техас на роскошном кадиллаке (естественно, угнанном) на могилу безвременно угасшей рок-звезды (неизвестно где находящуюся)… Неожиданным образом романтика американского road story с неизменными дорожными байками, безумными попутчиками и полицейскими сиренами позади оказывается близка российскому человеку. Тот же бескрайний простор, тот же ветер в ушах. Да и рок-н-ролл 60-х давно уже, в сущности, стал русской музыкой.
Клубничка
Амос оз. Черный ящик: роман/пер. С иврита.
Спб.: амфора, 2007
Уже не первый год израильтянину Амосу Озу прочат Нобелевскую премию по литературе. Очередной его роман, выпущенный на русском, соткан из писем, телеграмм и мучительно-сладостных воспоминаний. Это очень необычный эпистолярный роман. Адресаты переписки — давным-давно разведенные супруги, живущие на разных континентах. Странная, красивая, вычурная, местами на грани благопристойности, ближневосточная эротическая проза. Амос Оз не шокирует в открытую: он знаток самых тонких движений души, самых неожиданных форм взаимоотношения мужчины и женщины. Он впускает в свой роман весь многоголосый современный мир (от почтенных американских профессоров до ультраправых израильских фанатиков). И все ради того, чтобы рельефнее изобразить тайные страсти своих героев, скрытые в «черном ящике» души.
Клюква
Михаил елизаров. Библиотекарь: роман.
М.: ad marginem, 2007
35-летний Михаил Елизаров родился на Украине, ныне живет в Берлине, пишет по-русски, печатается в Москве. Его роман «Pasterнак» и два сборника рассказов в свое время наделали шуму. В чем только ни обвиняли Елизарова: в клевете на российскую либеральную интеллигенцию, в очернении национальных литературных кумиров и т. д. В новом большом романе Елизаров замахнулся едва ли не на самое святое, что есть у мыслящего русского индивидуума: на любовь к чтению. Книги некоего советского писателя Громова обладают магической силой, воздействующей на того, кто читает их вдумчиво и неотрывно. Из поклонников громовских книг формируются секты-читальни, жестоко враждующие между собой. Алексею, герою романа, предстоит постичь истинное значение этой книжной магии… В жанре фантасмагорической развесистой треш-конспирологии у Елизарова сейчас мало достойных конкурентов.
Волчья ягода
Юлия высоцкая.
Глянец: роман.
М.: эксмо, 2007
Если вы посмотрели новый фильм Андрея Кончаловского с таким же названием и думаете, что книжка Юлии Высоцкой «про то же самое», вы жестоко ошибаетесь. Актриса так была зачарована работой над главной ролью в кинокартине «Глянец», что решила написать по мотивам фильма роман. А поскольку в книжке она сам себе режиссер, то литературные герои получились не вполне похожи на своих экранных прототипов. Ладно еще, если бы они были живыми или хоть сколько-нибудь оригинальными. Увы, мир отечественного «глянца» (фотомодели, бандиты, олигархи и т. д.) в мелодраме Высоцкой невыносимо банален и плосок, и вообще книжка смахивает на скороспелый дилетантский фанфик. Автор книги, впрочем, честно призналась на презентации, что написала книжку «сугубо бульварную». Но и до лучших образцов этого жанра Высоцкой тоже пока далековато.