Морской инженер-судоводитель по образованию, Олег Кашин предпочел карьере моряка работу журналиста, переехал из Калининграда в Москву, успел поработать практически во всех крупных российских изданиях от «Коммерсанта» до газеты «Жизнь». Последние полтора года — редактор и обозреватель отдела политики «Rе:Акции». В разное время Кашина считали радикально оппозиционным и радикально пропутинским журналистом. Сам утверждает, что своих взглядов никогда не менял — просто меняется жизнь вокруг.
Либеральный манифест
Пятое место. «самый универсальный»
Либералы так сильно не любят манифесты (которые якобы «ограничивают свободу»), что написали их больше, чем приверженцы всех остальных идеологий вместе взятые. «Либеральным манифестом» называлась программа СПС, свой «Либеральный манифест» пять лет назад написал Борис Березовский, «Либеральные манифесты» регулярно принимают на своих конференциях участники «Либерального интернационала».
А первому «Либеральному манифесту» уже 60 лет. Он был принят на Международной либеральной конференции в Оксфорде и до сих пор относится к основополагающим текстам мирового либерализма.
Документ умещается на одной машинописной страничке и состоит из коротких и, в общем-то, довольно банальных тезисов. Но раз они кажутся нам сегодня банальными, значит, «либеральная зараза» надежно утвердилась в крови современного человека — манифест свое дело сделал.
1947 ГОД
…Человек одарен прежде всего способностью независимо мыслить и действовать, а также способностью отличать правильное от неправильного. Уважение к человеческой личности и семье является истинным фундаментом общества. Государство есть лишь инструмент общества: оно не должно присваивать власть, которая противоречит основным правам граждан и условиям, составляющим сущность достойной и творческой жизни. Любому отдельному праву соответствует обязанность. И коль скоро свободные общественные институты должны работать эффективно, то и каждый гражданин обязан чувствовать моральную ответственность перед согражданами и принимать активное участие в общественной жизни…
Манифест «испанской фаланги»
Четвертое место. «самый патриотичный»
«Над всей Испанией безоблачное небо», «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях», «Они не пройдут» — гражданская война в Испании недаром обогатила мировую культуру массой высокохудожественных афоризмов. «Испанская фаланга», созданная Хосе Антонио Примо де Риверой, была настоящим арт-проектом. Авторитарная фашистская партия, члены которой ходили в синих рабочих рубашках (почти как наша «Синяя блуза») с нашитыми красными ярмом и стрелами на черной подкладке. Их гимн назывался «Лицом к солнцу».
Автор манифеста фалангистов Хосе Антонио Примо де Ри-вера был расстрелян по приговору республиканского суда. После этого лидером «Фаланги» стал сам генерал Франко, который после победы в гражданской войне присоединил к «Фаланге» все лояльные ему партии и профсоюзы и сделал эту организацию единственной политической силой в стране.
1934 ГОД
…Первейшая коллективная задача всех испанцев — усиливать, возвышать и возвеличивать нацию. Все индивидуальные, групповые и классовые интересы должны быть безусловно подчинены выполнению этой задачи. Мы требуем для Испании выдающегося места в Европе. Мы не потерпим международной изоляции или иностранного вмешательства. Наши вооруженные силы — на земле, на море и в воздухе — должны быть до-] статочно сильными и эффективными для обеспечения мирового статуса, достойного нации. Мы вернем наземным, морским и воздушным силам общественное признание, которое они заслуживают, и будем следить за тем, чтобы соответствующий воинский дух пронизывал всю испанскую жизнь...
Манифест Рассела — Эйннштейна
Третье место. «самый миролюбивый»
Философ Бертран Рассел и физик Альберт Эйнштейн, обеспокоенные тем, что созданное СССР и США ядерное оружие способно вызвать гибель всего человечества, составили свой манифест, в котором призвали правительства великих держав не прибегать к военным действиям. Из манифеста выросло влиятельное во времена холодной войны Погоушское движение, объединявшее крупнейших ученых обоих противоборствовавших блоков. И хотя ученые по сути выступали в роли резонеров (правительства и без подсказок" сами прекрасно знали, что ядерная война станет катастрофой для всех), движение свою роль в глобальной борьбе за мир сыграло: до конца восьмидесятых годов Погоушское движение активно использовалось правительствами СССР и США в качестве неофициального канала для обмена информацией. Многие даже считали его масонской ложей причем сами ученые эти слухи не опровергали — скорее всего, им нравилось казаться масонами.
1955 ГОД
…Искоренение войны потребует мер по ограничению национального суверенитета, которые будут ненавистны чувству национальной гордости. Однако больше, чем чтобы то ни было, мешает оценке обстановки — понятие «человечество», которое кажется туманным и абстрактным. Люди едва ли представляют себе, что опасности подвергаются они сами, их дети и внуки, а не только абстрактно воспринимаемое понятие «человечество». Они не могут заставить себя осознать то, что им самим и их близким грозит неминуемая опасность погибнуть мучительной смертью...
Манифесты футуристов
Второе место. «самые отчаянные»
«Пощечина общественному вкусу» поэтов и художников Давида Бурлюка, Владимира Маяковского, Велимира Хлебникова и Александра Крученых — самый лаконичный манифест из всех когда-либо написанных. Хотя пальма первенства принадлежала не нам. За три года до русских футуристов, в 1909 году, итальянец Филиппо Маринетти написал свой манифест — практически о том же: «Пусть же они придут, веселые поджигатели с испачканными сажей пальцами!.. Берите кирки, топоры и молотки и крушите, крушите без жалости седые почтенные города!» Однако если Маринетти впоследствии занялся пиар-обслуживанием Муссолини и его фашистов, то Маяковский (благодаря которому' о «Пощечине» с симпатией писали и в советских учебниках) успел сочинить много душеполезных куплетов о правилах гигиены и вполне достойно застрелился, не особо запятнав себя «сотрудничеством с режимом».
1909, 1912 ГОДЫ
…Музеи — кладбища! Музеи — общественные спальни, где одни тела обречены навечно покоиться рядом с другими, ненавистными или неизвестными. Музеи — абсурдные скотобойни художников и скульпторов, беспощадно убивающих друг друга ударами цвета и линии на арене стен! Млеть перед старой картиной — то же самое, что выливать эмоции в погребальную урну вместо того, чтобы дать выпустить их на простор в бешеном порыве действия и созидания…
…Прошлое тесно. Академия и Пушкин — непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с парохода современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней. Всем этим максимам горьким, куприным, блокам и проч., и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..
Манифест коммунистической партии
Первое место. «самый сбывшийся»
«Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма», — это не стихи, а первая строчка «Манифеста коммунистической партии», написанного Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Последняя строчка этого манифеста еще более знаменита — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Между двумя этими лозунгами множество афоризмов. «Рабочие не имеют отечества», «уничтожение семьи», «общность жен» и так далее. Тогда Маркс еще не превратился в гранитный памятник напротив Большого театра, а был вполне живым человеком типа нынешнего Жириновского, так что идея коммунизма выглядела абсолютно завиральной и эпатажной. Сегодня уже не выглядит. Например, Маркс и Энгельс первыми призвали к «централизации кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией» (сегодня центробанки есть в каждой стране), к «общественному и бесплатному воспитанию всех детей», к «устранению фабричного труда детей». В итоге в «соревновании двух мировых систем», капиталистической и коммунистической, победил коммунизм. Правда, назвали его иначе.
1848 ГОД
…Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи. Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим. Она вырвала из-под ног промышленности национальную почву. Исконные национальные отрасли промышленности уничтожены и продолжают уничтожаться с каждым днем…
…Вы приходите в ужас от того, что мы хотим уничтожить частную собственность. Но в нынешнем обществе частная собственность уничтожена для девяти десятых его членов; она существует именно благодаря тому, что не существует для девяти десятых. Вы упрекаете нас, следовательно, в том, что мы хотим уничтожить собственность, предполагающую в качестве необходимого условия отсутствие собственности у огромного большинства общества. Одним словом, вы упрекаете нас в том, что мы хотим уничтожить вашу собственность. Да, мы действительно хотим это сделать…