Я НАПИСАЛ КНИГУ, ГДЕ ЕЕ МОЖНО ИЗДАТЬ?
Издавать книгу следует тогда, когда уже есть пара десятков журнальных публикаций, а многочисленные поклонники давно пишут, что с удовольствием купили бы вашу книгу. Это значит, что вы не графоман, у вас есть читатели, а значит, и проблем с издателем не будет.
Есть и противоположный подход: любой графоман может издать любую книгу в любом издательстве за свои средства. Скорее всего и распространять тираж придется самому, ходить по электричкам.
Так или иначе, если вы хотите издать книгу как писатель и даже получить какой-то гонорар, прежде всего следует определиться с жанром. Если вы не в силах определить свой жанр («Ну, это как бы современный роман о жизни с элементами буддистских коанов и скрытой полемикой с Ницше...»), то таких уникумов в стране тысячи, и никому они не нужны. Хороший автор всегда может точно назвать свой жанр (хоть в душе он всегда уверен, что сильно выходит за рамки).
Если вы автор лирических стихов или философской прозы, но ваша фамилия не Бродский и не Пелевин — у вас тоже нет шансов в нашем жестоком мире. И хотя в последнее время появилось много издательств и серий, которые издают крохотными тиражами и почти без гонораров художественную прозу и даже стихи, но предпочитают они авторов не с улицы, а с именем. Если вы известный в узких кругах журналист, написавший вдруг Книгу, — попробуйте. Если нет — не обижайтесь на издателей: сами вы много купили за последний год лирических стихов и художественной прозы молодых неизвестных современных авторов? Ну и к кому претензии?
Если вы написали кровавый боевик про борьбу хорошего парня с подонками — такую вещь издатель примет у каждого третьего графомана и издаст в мягкой обложке, особенно если намекнуть, что планируете писать регулярные продолжения. То же относится и к женскому любовному роману, который теперь модно называть ироническим детективом. Не перепутайте: в боевике должна быть 1 любовная сцена на 6 трупов, всего трупов должно быть от 18 до 30. В ироническом детективе — наоборот: на 6 любовных сцен 1 труп, а всего трупов 1-2. Жанр этот накладывает свои ограничения: книга должна подкупать своей простотой, развлекать динамичностью сюжета на каждой странице, заканчиваться хеппи-эндом, а всякие художественные эксперименты здесь не приветствуются.
КАК НАЙТИ ИЗДАТЕЛЯ
Так или иначе, но вы хотите предложить издателю книгу. Вне зависимости от того, фантастика это, иронический детектив или детские сказки-раскраски, первым делом ищите на прилавках книги похожего жанра и выбирайте серию, в которой ваша книга смотрелась бы уместно (издатели предпочитают выпускать книги сериями). Откройте книги и ищите координаты издательства. Они могут быть не прямые, а всего лишь отдела сбыта, но на вопрос, как можно связаться с редактором издательства, там ответят.
Любое крупное издательство находится в тисках противоречия: с одной стороны, новые перспективные авторы ему нужны как воздух (не верьте старым графоманам, которые утвеждают обратное), с другой стороны, тот самотек, что еженедельно приходит в редакцию емейлом, совсем никуда не годится, а вероятность отыскать жемчужину настолько мала, что читать ради этого тонны руды дело бесполезное. Листают присланные файлы кое-как и хрен знает кто — секретарша или курьер. Поэтому никогда не отправляйте емейл. Так делают все, кто не уверен, что достоин издательского внимания, и пробуется на «авось».
Даже если вы живете в другом городе, лично созвонитесь с редактором или секретарем, спросите куда и кому можно привезти (или прислать бандеролью) свою рукопись для такой-то серии. Распечатайте свою книгу красиво, не экономя бумаги, привезите или пришлите. После чего раз в неделю позванивайте и спрашивайте о результатах. Делайте это одновременно в нескольких издательствах, если ответа нет — пришлите через полгода снова. Если вы хоть чего-то стоите, вам обязательно повезет.
КАК ДОЛЖЕН БЫТЬ СОСТАВЛЕН АВТОРCКИЙ ДОГОВОР С ИЗДАТЕЛЬСТВОМ?
Договор должен быть авторский. Если предлагают подписать трудовой договор, мол, издатель поручил написать, автор выполнил работу — не подписывайте, потому что создается впечатление, будто все придумал и сделал издатель, а вы так, подмастерье с улицы.
Срок действия договора должен быть разумным: нормально, если издатель получает исключительные права на издание вашей книги сроком на 3 года. Если 5 лет — хуже. Если срок не указан вовсе, возможно это теоретически означает по закону 5 лет, на практике же, если срок сознательно не указан, тут точно кроются ловушки, обязательно требуйте четко указать срок. Главное следите, чтобы не было фразы «на весь срок действия авторского права» — немыслимая подлость, потому что это значит до вашей смерти и плюс еще 70 лет. Также не должно быть и фраз по поводу срока действия «до полной реализации тиража» — это подлость, потому что издатель может вечно держать на складе последнюю книжку вместе со всеми авторскими правами.
В договоре не должны фигурировать произведения, вами еще не написанные. Права на сиквелл, приквелл, продолжение, римейк и прочее создание новых произведений по мотивам данного — все это не может принадлежать никому иному, кроме автора, и передаваться договором тоже не может. Не подписывайте ничего подобного.
Если издатель требует заменить вашу фамилию псевдонимом — не соглашайтесь ни в коем случае. Псевдоним будет принадлежать издателю, и если ваше имя станет знаменитым, а финансовые требования большими, издатель запросто избавится от вас, и все ваши дальнейшие книги будет писать команда негров, а вы будете прозябать со своим реальным паспортом в полной нищете и безвестности.
Помните: если издатель не согласен подписать нормальный авторский договор на 3-5 лет — проще найти для книги нового издателя, чем всю жизнь жалеть о необдуманном поступке.
ПО ПОВОДУ ЧЕГО МОЖНО ПОПРОБОВАТЬ ПОБОДАТЬСЯ
Договор может попробовать забрать все иные права на текст — перевод на другие языки, киноэкранизацию, радиопостановку и прочее. Скорее всего это не пригодится ни вам, ни издателю, особенно в течение этих 3 лет. Но на всякий случай попробуйте оставить себе переводы, экранизации и прочие аудиоисполнения. Спросите издателя: собирается ли он все это делать? А если нет, то зачем ему?
Для начинающего автора вопрос гонорара не должен быть ключевым: важнее выпустить книгу, найти своих читателей и заявить свое имя. В народе существует миф об авторах, которые написали книгу и наутро проснулись знаменитыми. Запомните: этот миф придумали сами писатели, это стандартная авторская мечта, которой посвящены сотни книг и фильмов. Слабо назвать хоть один пример, когда автор книги стал бы знаменитым сразу? Таких нет, даже гению требуется никак не меньше десяти лет, чтобы стать знаменитым. Поэтому даже если вы будущий нобелевский лауреат, за свою первую книгу в первые 3 года вы не получите золотых гор, это сказки. А через 3 года ваш правильно составленный договор закончится, и на каких условиях заключить новый — решать вам. Тем не менее. Если гонорар за первую книгу выплачивается разово, уточните: за какой тираж? Если 15 000-20 000 — нормально. Если тираж указан больший, то гонорар столь высокотиражного автора должен быть очень велик. В любом случае требуйте уточнить, что будет, если книга перевалит за указанный тираж (что крайне маловероятно для первой книги): издательство будет заключать новый договор или выплачивать роэлти — процент с каждого нового экземпляра допечатки? Часто издательства сразу заключают договор на роэлти и выплачивают первоначальный гонорар как «аванс в счет будущих роэлти». Какова величина роэлти? Нормально, если автор получает 7-10 центов с каждого экземпляра книжки (книга — в твердой обложке, жанр — массового спроса, издательство — крупное, российского масштаба). И все-таки, какой должен быть гонорар? Из авторов никто и никогда вам не ответит на вопрос о полученном гонораре — издательский договор категорически запрещает распространять эту информацию. Она всегда разная. Все зависит от популярности автора, мощности издательства, но в первую очередь — от величины тиража. Связь тиража с авторским гонораром расписана чуть выше достаточно подробно, чтобы ориентировочно представить себе порядок цифр в современном российском книгоиздании.
ГДЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ ТЕКСТ, ЧТОБЫ ЕГО НЕ УКРАЛИ?
Нигде. Более того, это не нужно, поскольку воровство текстов практически не встречается. Мир ломится от непризнанных гениев, которые мечтают напечатать свой текст, публикация чужого текста под собственным именем не успокоит их самолюбия, не принесет денег, а обман раскроется сразу же по выходе из типографии. Поэтому кражи текста боятся лишь самые неопытные авторы, чьи тексты и даром никому не нужны.
А вот песню, музыку, сценарий или рекламный ролик следует регистрировать в РАО — Российском авторском обществе. РАО ведает распределением гонораров. Например, если вашу песню прокрутили по радио, то в РАО отчисляется рубль-другой, независимо от того, зарегистрированы авторы там или нет, поэтому имеет смысл зарегистрироваться обязательно. Внимание! РАО — штука серьезная, только для профессиональных авторов и произведений с коммерческой судьбой. Там надо указывать, где впервые исполнялась ваша песня или сценарий. Если вы не знаете ответа на этот вопрос, если ваше произведение нигде в серьезном месте (радиостанции, театры, ТВ) еще не исполнялось и никаких гонораров от исполнения вы не получали — такие произведения никто не регистрирует, поскольку РАО занимается не регистрацией всего, что создано, а контролем за авторскими гонорарами от использования произведения.
Но если вы все равно панически боитесь, что ваш текст украдут, есть очень хороший способ. Распечатайте текст, поставьте на каждом листе дату и свою подпись, и отправьте его самому себе заказным письмом. Полученный конверт (с почтовым штемпелем и датой) храните дома заклеенным. Если ваш текст украдут и дело дойдет до суда, конверт в суде будет вскрыт, и это явится доказательством того, что такого-то числа такого-то года вы являлись безусловным обладателем этого текста. Вряд ли вор сможет внятно объяснить, как такое могло случиться, тем более, он не сможет продемонстрировать ничего подобного для той же далекой даты.
КУРС ЛИТЕРАТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ: 35 СТРАНИЦ ИЛИ СТРОК И НЕСКОЛЬКО СЕМИНАРОВ
Герой романа Виктора Пелевина «Generation П» Вавилен Татарский, задумав в конце восьмидесятых годов стать великим поэтом, поступил в московский Литературный институт на факультет «Переводы с языков народов СССР». Конкурс на поэзию был слишком большой. Но времена изменились, и обучение художественному переводу в Литинституте стало наиболее востребованным наряду с обучением литературной критике.
В целом же московский литературный институт им. А.М. Горького ежегодно принимает абитуриентов на факультеты прозы, поэзии, драматургии, литературной критики, очерков и публицистики, а также художественного перевода, и является единственным вузом страны, официально подготавливающим поэтов и писателей.
Для поступления в Литинститут вам придется отправить в приемную комиссию 35 страниц своего литературного произведения, 35 строк собственных стихов или же 35 страниц художественно переведенного с западных языков текста. Если ваша творческая работа приемной комиссии понравится, незамедлительно последует приглашение на экзамены. На творческие факультеты сдавать придется творческий этюд, русский язык и русскую литературу, после чего вы пройдете собеседование. Модный ныне единый государственный экзамен принимается лишь по русскому языку. На менее творческий «литературный перевод» к списку экзаменов добавляется «иностранный язык».
Впрочем, образование литератора профессиональному писателю получать совсем не обязательно, считает один из лидеров литературно-философской группы «Бастион», историк и публицист Дмитрий Володихин. По его словам, профессиональное образование литератора поможет писателю не наступать на чужие грабли, но не даст ему вдохновения, оригинальных идей и чувства стиля. И если вы не готовы тратить несколько лет жизни на высшее образование «писатель», вы можете найти для себя какой-нибудь литературный семинар.
Самые популярные и известные сборища начинающих писателей устраивают в тусовке писателей-фантастов. Литкружок устраивает легендарный Аркадий Стругацкий. На его семинары не так-то просто попасть, а еще проще с них вылететь. Менее строги требования у литературных вечеров ЛФГ «Бастион», участие в которых регулярно принимают известные писатели уровня Эдуарда Геворкяна или Олега Дивова. Сюда может прийти любой желающий, готовый выслушивать критику в адрес своих произведений, придерживаясь при этом правил приличия. Такие же семинары регулярно проводятся в крупных украинских городах, где, как известно, живет чуть ли не половина популярных русскоязычных авторов.
мости.