Ученые — это герои. Они думают о будущем, которое сами не увидят и которого, возможно, даже не застанут их дети и внуки. Только подумайте, сколько нужно времени, чтобы вырастить стадо трансгенных коз, молока которых хватило бы для питания всех детей-искусственников?! Это не говоря уже о создании «спасительных» лекарств. Пока есть только две таких козы, точнее, козла, что увеличивает время выведения новой породы коз еще на несколько лет.
«Ученые» — безличное существительное. Приходящие на ум ассоциации — «умный», «начитанный», «выученный чему-то человек». Но ведь это обычные люди! Они едят бутерброды с колбасой и пьют кока-колу несмотря на то, что другие ученые твердят, что кола — это яд, а в колбасе за консервантами не видать мяса. После работы они ходят в спортзал, а успешно защитив кандидатскую, пьют водку, хотя другие ученые говорят, что это вредит печени. Их не раздражает, что подопытная мышь от страха смерти желтой струйкой мочи пачкает им руки и что в лаборатории вечный холод.
Наверное, это и есть альтруизм — думать не о себе, а о будущем других людей. Не это ли нужно отечественной науке сегодня? «…Создание образа желаемого и возможного будущего и принятие на основе этого образа решений по планированию нашей текущей жизни и постановке задач — это насущная необходимость момента», — высказался заместитель главы администрации президента Владислав Сурков на прошедшем в Москве седьмом глобальном стратегическом форуме. Пока Россия не породила ни одного известного футурологического бренда («третья волна», «постиндустриальное общество», «плоский мир» и т. д.). Сделать это могут только ученые. «…Ваша работа крайне важна, и я вас прошу не оставлять ее, надеюсь, что общество скоро осознает, что эта работа требует и общественной, и государственной поддержки, и максимального внимания как со стороны государства, так и со стороны общества», — заключил Сурков.
Счастливое будущее, которое нам обещали кандидаты в депутаты на прошедших выборах, на самом деле от них не зависит. Не поднимут тебе стипендию, не покрасят лавочки во дворе дома и не построят метро, если России будет нечего предложить на экспорт, кроме своих недр. Будь это хоть сахарная свекла, хоть нанотехнологии, хоть навигационная спутниковая система ГЛОНАСС отечественного производства, хоть трансгенные козы. Свекла нуждается в селекции и новых рентабельных сортах, российский нанотех не станет конкурентоспособным сам по себе; чтобы работу половины земных мобильников обеспечивала система ГЛОНАСС, необходимо сконструировать и запустить в небо все необходимые для этого 17 спутников; трансгенные козы тоже не рождаются просто так. Делать товары на экспорт будут не политики, а ученые. Придумать и заслужить имя страны-создателя футурологического бренда — тоже их задача. Потому-то они герои.