Увидев однажды Billy’s Band, вы больше никогда не забудете об их существовании. Они нестандартны во всем: от набора инструментов (контрабас, гитара, баян, саксофон) до стилистики выступлений, которые язык не поворачивается назвать концертами. О том, где кончается клоунадаи начинается «серьезное музло», рассказывали хриплоголосый романтик Вадим Билли Новик и огневолосый прагматик Андрей Рыжик Резников.
Билли Новик: Ой, Рыжик, че это у тебя? Какая-то пакля в волосах!
Рыжик: Это не пакля, это, наверное, колтун!
Билли Новик: Звучит как диагноз. «Доктор, у меня колтун! Я умру?»Я
С другой стороны, это харизматично... У тебя, Рыжик, харизматичный колтун!
МУЛЬТФИЛЬМЫ ДЛЯ ПОДПОЛКОВНИКА
Кстати, о харизме. Мне постоянно кажется, что найти аналог вашим неординарным персонам можно только в мультфильмах…
Рыжик: О, да! Это моя любимая тема! Я всегда был домовенком Кузей или психом из «Симпсонов». Помнишь, там был такой Сайдшоу Боб, который ненавидел Барта Симпсона? На самом деле я не настолько крези, как может показаться, — это вляется исключительно на сцене. Мне гораздо приятней сравнение с Бартом — он ведь там самый главный. Но в домашней жизни я, скорее, Гомер Симпсон: сижу, пью пиво, смотрю телек, толстею — в общем, веду асоциальный образ жизни.
БН: А мне нравится волк, который «щас спою!». Он дико клевый Когда обожрался и спел — мне такие состояния души очень свойственны.
— Иногда складывается впечатление, что ваши песни сродни мультфильмам — утрированы, гротескны, красочны…
БН: Для меня было очень неприятным открытием, что многие воспринимают нас как музыкальную буффонаду! В последнем альбоме я постарался максимально избежать «прикола» в песнях. Самоирония — пожалуйста, но прикола в моих песнях нет. Наша музыка — это мультфильмы для взрослых.
Рыжик: В Вашингтоне к нам после концерта подошел местный «Ребята, вы чумовые! Музыка, тексты — все отлично, но ведь это прикол?». Мы обиделись. А потом, уже в России, на прямой эфир с нашим участием позвонил подполковник в отставке и сказал, что наконец-то в стране появилась группа, которая органично сочетает в своем творчестве лучшие традиции Шевчука и Расторгуева... Тут уж мы расслабились: не хрен с горы, а подполковник в отставке сказал
РАЗДОЛБАЙСТВО ПО СТАНИСЛАВСКОМУ
— А поменять образ не хочется? Чтоб не только подполковнику было понятно, о чем вы?
БН: Зачем такая жестокость? Народ не желает жить без моего пиджака на голое тело, харизматичной прически Рыжика и рваных баянов Антохи…
Рыжик: Хотя мы и не клоуны, но на сцене всегда должен происходить какой-то экшн, который заставит публику полтора часа сидеть с открытыми глазами
— То есть вы склоняетесь к театрализации музыки?
БН: Да, играть в театре перед чинно сидячей публикой — это особый кайф. Во-первых, многие очень хотят услышать наши песни живьем, но уже не пойдут ради этого в прокуренный клуб, потому что вышли из этого возраста. Во-вторых, эти выступления гораздо более продвинутые и фактурные — с декорациями и глубокой задумкой, осуществлять которую в залитом пивом клубе бессмысленно. Ведь творчество Billy’s Band несколько шире, чем просто музыка: мы можем и какие-то истории со сцены показывать и рассказывать, и просто помолчать пару минут для эффекта.
Рыжик: В театре всегда чувствуешь, как из темноты на тебя смотрит зал, и это совершенно другая ответственность. Можно радоваться тому, что эти люди хлопают не потому, что нажрались в баре пива, а потому что их вставила наша игра. Сходить в театр на Billy’s Band — это уже немножко работа.
БН: В идеале я бы хотел, чтобы наши представления были чем-то средним между шоу Славы Полунина, где мне от каких-нибудь идиотов с ушами иногда хочется рыдать, и Tiger Lilies, клоунада которых компенсирована такими эффектами текста и голоса, что слово «богохульство» отдыхает. Ну и немножко того раздолбайского драйва, который свойственен нашим уличным концертам…
МЫ К ВАМ ЗАЕХАЛИ НА ЧАС…
— А на улицах вы уже не играете?
БН: Только на заграничныгх. Это своеобразная проверка. Нас там никто не знает, и поэтому, когда вокруг моего контрабаса собирается плотное кольцо человек в 150, становится понятно, что музыка Billy’s Band еще способна зацепить сама по себе. Правда, поскольку мы группа, паразитирующая на образе Тома Уэйтса, то на ненаших улицах жжем обычно его хиты. Так что может оказаться, что это он чего-то стоит, а не мы.
Рыжик: В принципе, мы изначально не хотели, чтобы в нас распознавали русских. У Билли на этот счет есть странный комплекс Наверное, потому что русские ар-
тисты у них там ассоциируются со скоморохами, которые на балалайках «Казачка» бренчат — есть там такие типы.
— А шляпу-то кладете?
БН: Нее, у нас все по-европейски! Чего там шляпой насобираешь! Мы кладем увесистую стопку наших дисков и играем ровно пять песен. Законопослушные немцы наблюдают наш пятнадцатиминутный сет, становятся в дисциплинированную очередь и покупают альбом в порядке само обслуживания. Потом эта толпа сваливает, на их месте появляется новая, и история повторяется. Мы так примерно 4000 коп ий продали, по 10 евро штука. У нас был полный денег футляр от контрабаса…
ВОЛШЕБНЫЕ УЛЫБКИ НА ЛИЦАХ
— А кстати, Билли, вы читали книгу Патрика Зюскинда «Контрабас»?
БН: Читал. Было очень интересно читать о любимой вещи и сопоставлять свое мнение с зюскиндовским. Так вот по многим пунктам я с Патриком совершенно не согласен. Я подозреваю, что он не состоял в отношениях с контрабасом и много чего там нафантазировал. У Зюскинда контрабас почему-то постоянно подсматривал за человеком, мешал ему общаться с девушкой. А я однажды благодаря контрабасу чуть с Алсу не сплясал. Мы ведь стали известны после того, как перепели ее «Зимний сон», и вот однажды на каком-то совместном мероприятии я набрался наглости и пригласил ее танцевать. Правда, блин, ей уже нужно было бежать на сцену, так что как всегда ни фига не получилось. Контрабас потом надо мной ржал.
— Почему вашу музыку называют алкоджазом?
БН: У каждого из нас свой тарифный план по общению с алкоголем, но можем твердо сказать одно: пробовали! Мы находимся, так сказать, в процессе познания. Что же касается публики, то раньше очень часто к нам после концерта подходили люди и говорили, что от наших песен им хочется упиться в хлам. Но я ждал и таки дождался человека, который отвел меня в сторонку, пожал руку и сказал «Под влиянием вашей музыки я не то чтобы вовсе прекратил выпивать, но стал это делать осознанно, и тут же объемы потребления сократились в три раза». Это очень большой комплимент особенно в нашей стране.
— У вас на альбоме сначала идет песня «Здравствуй, Москва», а за ней — «Купчино — столица мира». Вы хотели что-то этим сказать?
БН: Дело в том, что мой лирический герой так никуда и не поехал. Была у него такая утопическая мечта — поехать в Москву. Увидеть сверкающую и разноцветную жизнь большого города. И вот он перепивается до чертей, засыпает и видит этот прекрасный сон, где «назовут проспекты именем моим». А потом просыпается в отходняке и понимает, что никуда он не ездил и — самое страшное! — никуда, скорее все-го, и не поедет. Вот ему и остается петь гимн своему родному заблеванному Купчино от безысходности. Это попытка сделать такой стык, когда говоришь хорошо, а подразумеваешь очень плохо. Я стремлюсь к этим контрастам, потому что реальность в этом случае раскрывается гораздо правдивее и трагичнее. Мы ведь сами олицетворяем этот подход: люди в рваных пиджаках на голое тело поют минорный алкоджаз с волшебными улыбками на лицах.
Игры в тома уэйтса
Billy’s Band начались, как это обычно бывает, со знаковой встречи. В 1999 году патологоанатом Санкт-Петербургской детской больницы № 5 и по совместительству директор клуба Boom Brothers Билли j&* Новик встретился с арт-директором того же клуба Андреем Ры-. ,- жиком Резниковым. Оказалось, что Билли и Рыжик умеют играть на гитарах, а идейным вдохновителем обоих является Том Уэйтс. К 2001 году Billy’s Band заполучили в состав перкуссиониста-бая-ниста Антона Матезиуса, а Билли сменил гитару на контрабас. Далее _, были триумфальные выступления по главным клубам обеих столиц, где Billy’s Band сводят дружбу с ведущими российскими джазменами. После кавера на песню Алсу «Зимний сон» группу начинают на-Нперебой зазывать на ведущие рок-фестивали страны, и Billy’s Band «i наконец становятся известны широким слушательским массам. В новогоднюю ночь 2004 года канал НТВ запустил сет Billy’s Band сразу же вслед за выступлением президента, узаконив тем самым всенародную любовь к коллективу.
В настоящий момент постоянный состав группы выглядит так: Билли — контрабас, вокал; Рыжик — гитара; Антон Матезиус — баян, перкуссия; Михаил Жидких — саксофон, клавишные. В активе у питерских музыкантов шесть полноценных студийных альбомов и звание единственных и неповторимых романтических алкоджазменов России. Show must go on.