«Вот здесь, — он указал рукой на пространство от одной стены аудитории до другой, — будет железная дорога. На этом месте появятся станции, светофоры, вокзалы, пригородные платформы… да что там, даже дома и сады будут! Управлять движением поезда студенты смогут с помощью компьютера. К сожалению, здесь поместятся не больше четырех станций, иначе расстояние между ними будет слишком маленьким. А нам надо, чтобы локомотив шел не менее полутора минут.
В это время дежурный по станции студент должен успеть позвонить дежурному по соседней станции и сообщить, что локомотив отправился».
Александр Батурин, заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работы» в Московском университете путей сообщения, счастлив: скоро на факультете появится макет железной дороги. Длина всего десять метров — ничто по сравнению с 86 000 километров железнодорожного полотна страны... В начале века некоторые оптимисты с пеной у рта кричали, что через 30 лет поездов уже не будет, что этот вид транспорта изживает себя. Между тем лучшего способа сообщения по суше пока нет. А на российских железных дорогах вообще лежит 20 процентов грузооборота и 15 процентов МИРОВОГО пассажирооборота. Ясно, что ни самолеты, ни автомобили, ни пароходы такую ношу не вытянут. А проект струнного транспорта вообще заглох.
Управляют этими 86 000 километров люди. Их обучают всего в 10 вузах России, в том числе и в Московском университете путей сообщения (МИИТ). Причем в остальных девяти макеты железных дорог есть, в отличие от МИИТа. Еще в 1995 году здесь тоже был, но сгорел, успев отработать сорок лет. Длина того «советского» макета была 100 метров, но сейчас о нем напоминает лишь маленький игрушечный вагончик на подоконнике аудитории. А студенты уже 12 лет обходятся только компьютерами. Щелчком мышки передвигают поезда, переключают светофоры и переводят стрелки на мониторе. На новый макет нужно было 6 миллионов рублей. Плюс деньги на создание программ для него.
В апреле-мае 2006 года МИИТ участвовал в конкурсе инновационных проектов в рамках нацпроекта «Образование», но его обошли другие 17 вузов страны. В декабре 2006-го университет подал заявку на участие во втором конкурсе инновационных проектов. На этот раз повезло: в числе 40 победителей оказался и МИИТ. В течение ближайших двух лет ему перечислят 388 миллионов рублей плюс еще 124 миллиона — те деньги, которыми, по условиям конкурса, университет должен софинансировать проект. Из них 6 миллионов наконец-то пойдут на покупку макета. Потратить средства университет должен по строго поданной на конкурс заявке, по пунктам реализовывая программу. А это закупка современной микроэлектронной техники, открытие лабораторий, научных центров, закупка компьютеров, разработка новых технологий и программ обучения. А также на базе МИИТа создадут Русско-немецкий университет.
Странно, что Министерство транспорта, к которому относится МИИТ, не оказывает ему финансовую помощь. «Оно, — говорит Батурин, — и само бедное». И ОАО «Российские железные дороги» тоже помогать не хочет, хотя именно туда идут работать 70 процентов выпускников. Вуз живет на собственные доходы, правда, они у него немалые: по словам Виктора Перемышлева, представителя отдела по связям с общественностью МИИТа, в год вуз имеет не менее 2 миллиардов рублей. Из них, конечно, немалую сумму составляют
деньги, которые платят за обучение студенты коммерческого отделения, но все же гораздо больший доход приносит наука и инновации: каждый преподаватель должен «заработать» вузу своими научными разработками не менее 1 миллиона рублей. «Если преподаватель не занимается наукой, то зачем он вообще нужен?» — удивляется Виктор Иванович.
Из сорока вузов-победителей пятнадцать — московские. То есть деньги по-прежнему оседают в столице. Кроме того, сам формат выдачи денег за победу в конкурсе предполагает, что получить их могут «сильные» вузы с уже наработанным инновационным потенциалом, а «слабые» так и остаются не при делах. В 2009 году министр образования и науки Андрей Фурсенко пообещал еще один конкурс. Но он будет проходить под девизом не «инновация», а «интеграция». Сначала будут интегрировать науку в образование, а потом образование в экономику. Предприниматели должны понять, что в вузах растут их будущие работники, а значит, им выгодно, чтобы знания были качественными. Для этого они должны вкладывать в университеты деньги. В общем, государство всеми силами пытается избавиться от обязанности давать деньги университетам, даже посредством конкурсов.
Возникает закономерный вопрос: если государству «не нужно» образование, то зачем нужно государство со всеми его нуждами образованию? «По привычке»?
Справка № 1
Первый конкурс инновационных проектов прошел в апреле-мае 2006 года. Заявки оформлялись по образцу: вузы должны были описать задачи, планируемые мероприятия, обозначить, сколько денег потребуется, и подробно расписать, на что и как их планируется потратить. В конкурсе участвовало 200 вузов. Экспертная комиссия из представителей системы образования, бизнеса и власти отобрала 17 лучших. Они получили 10 миллиардов рублей. Все вузы практически одинаково распределили средства в своих заявках: 80 процентов на приборы, оборудование и лаборатории, 15 процентов на новые программы, методические пособия, библиотеки, Интернет и только 5 процентов на повышение квалификации преподавателей. Вузы модернизировали более 300 лабораторий, а около 2000 преподавателей прошли стажировки. Томский государственный университет установил суперкомпьютер, выполняющий 12 триллионов операций в секунду (в 6000 раз быстрей, чем обычный ПК). Пока это самая мощная машина в Восточной Европе. Она стоит на площади 72 квадратных метра, здесь же запущены два компьютерных класса на 12 пользователей каждый и два центра коллективного пользования по 4 рабочих места. Университет уже заключил договор с конструкторским бюро им. Сухова и теперь учащиеся под контролем профессоров на суперкомпьютере рассчитывают прочность крыльев для нового самолета. Стоимость компьютера почти 51 млн рублей. Московская медицинская академия закупила оборудование для виртуальной лаборатории клинической практики. Санкт-Петербургский государственный горный институт создал 3 полигона для полевой практики студентов. Московский государственный институт электронной техники открыл многофункциональный нанотехнологический комплекс «Нанофаб-5».
Справка № 2
Второй конкурс инновационных проектов стартовал 1 декабря 2006 года. В нем не могли участвовать 17 вузов, уже получивших гранты. Из 267 присланных заявок комиссия отобрала 40. В этот раз грантовый бюджет в два раза больше: 20 миллиардов рублей. Деньги перечислят в течение 2007–2008 годов. Больше всех получит Новосибирский государственный университет — 930 миллионов рублей (софинансирование 186 миллионов), а меньше всех — Вятский государственный университет — 201 миллион (софинансирование 42 миллиона).
Приоритетные направления университетской науки
Нанотехнологии
Санкт-Петербургский государственный университет: создание высокоэффективной лазерной, плазменной, взрывной, термической и химической технологии обработки материалов, что улучшит внешние и внутренние свойства любого продукта.
Тамбовский государственный университет: открытие научно-образовательного центра «Наноструктуры и нанотехнологии». Разработка аппаратуры для испытания и аттестации наноструктур, подготовка к производству универсальных нанотестеров механических свойств наноструктурированных материалов и изделий.
Томский политехнический университет: разработка нанопорошков, нановолокон, нанофильтров и наноструктурных покрытий.
Запуск спутников
Уфимский государственный университет: запуск спутника на высоте 36 тысяч километров над Землей. Он будет совершать оборот вокруг Земли за 70-80 минут. Его задача — передавать изображения и прочие летные параметры в Интернет в режиме онлайн. Стоимость спутника — 120 млн рублей.
Московский инженерно-физический университет: запуск спутника для измерения солнечных вспышек и распространения солнечного ветра. Зондируя Землю и космос, он будет прогнозировать природные и техногенные катастрофы.
Санкт-Петербургский политехнический университет: с помощью радиолиний связаться с образовательными спутниками серий OSCAR (радиолюбительский спутник) и CubeSat (американский исследовательский микроспутник, созданный студентами).
Топливно-энергетический комплекс
Российский государственный университет нефти и газа им. Губкина (Москва): создание компьютерной модели нефтегазового предприятия: виртуальные буровые установки, нагнетательные и добывающие наземные насосные агрегаты, оборудование для сбора и очистки нефти. Полная визуализация процессов, происходящих в пластах и скважинах, обучение студентов на геологических и гидродинамических моделях настоящих геологических объектов.
Дальневосточный технический университет: открытие полигона испытания и эксплуатации нефтегазопровода. Создание российско-китайской лаборатории глубокой переработки угля. Студенческий обмен с китайскими, американскими, немецкими и бразильскими университетами.
Железнодорожный транспорт
Московский государственный университет путей сообщения: создание макета железной дороги: мини-РЖД. Она будет оборудована рабочими местами дежурных по станции (отправление, прием, пропуск поездов) и диспетчеров (управляют движением поездов по нескольким станциям). Для студентов полностью имитируется перевозочный процесс, они изучают варианты пропуска поездов как в нормальных условиях, так и при авариях.
Дальневосточный университет путей сообщения (Хабаровск): создание научно-образовательного центра транспортных технологий и логистики, лаборатории металлографических исследований и химического анализа, центров тормозных систем и геоинформационных технологий. Совместно с компанией Siemens — открытие российско-немецкого института для подготовки работников с экологически чистым и высокоскоростным транспортом. Создание крупнейшего транспортного университета, выпускающего специалистов мультимодальных перевозок. Разработка технологий прокладки и эксплуатации железных дорог в условиях низких температур (сегодня строится дорога на Якутск, а в планах — строительство пути в Магадан и на Чукотку).
Проекты развития региона
Дальневосточный технический университет: открытие кафедры «Морская гидродинамика» и лаборатории изучения морской гидродинамики судов. Проведение исследований в области судостроения, промысла, добычи нефти и газа на шельфе.
Российский государственный университет им. Канта (Калининград): создание Балтийской морской станции, лаборатории экологического мониторинга, химического анализа, микробиологии, химико-аналитического центра. Мониторинг экологии Балтийского моря, изучение климата, природных и антропогенных катастрофических явлений Калининградской области, ветроэнергетического потенциала; организация морских экспедиций, разработка технологий берегозащиты, изучение продуктов питания, биологически активных добавок, кормов, плазмы крови.