Второй «Город грехов», третьи «Пираты Карибского моря», четвертый «Крепкий орешек», пятый «Гарри Поттер», шестой «Рокки»... Если изучить афишу обычного кинотеатра, можно обнаружить, что каждый год в нем показывают фильмы с одними и теми же названиями, героями и сюжетами. Количество же новых сюжетов и персонажей с каждым годом сокращается. А количество ремейков (фильмов, переснятых по сценарию хитов прошлых лет), сиквелов (продолжений кассовых фильмов) и приквелов (фильмов, рассказывающих о событиях, предшествовавших сюжету предыдущего фильма-хита) — растет.
Сиквелы об искусстве, литературе и кино появились не вчера, но никогда прежде они не были доминирующим направлением их развития.
В свое время «Звездные войны» (1977), ставшие в США предметом культа, сделали кино большим бизнесом. Фильм Джорджа Лукаса создал феномен блокбастера, вернул в кинотеатры тех зрителей, которых двумя десятилетиями раньше у кинематографа украло телевидение, и задал кино то направление развития, которое сегодня завело его в тупик.
К чему все идет, стало понятно еще двадцать лет назад: в снятом в 1989 году фильме «Назад в будущее — 2» главный герой попал в 2015 год, где ему чуть не откусила голову голографическая акула с уличной рекламы блокбастера «Челюсти-23». Если бы «Звездные войны» снимали сегодня, никто бы на них не дал денег: это дорого и рискованно. Фильм про джедаев создал такую систему кинопроизводства, при которой он сам бы никогда не появился на свет.
Итак, что же выйдет на наши экраны в 2007 году?
Вторые: «Город грехов», «Фантастическая четверка — 2», «28 недель спустя» (продолжение «28 дней спустя»), «Мистер Бин», «Сокровища нации — 2», «Хостел-2», «Параграф-78: пункт 2», «Эван Всемогущий», «Бой с тенью — 2: реванш», «Король вечеринок — 2», «У холмов есть глаза — 2», «Белый шум — 2: сияние», «Чужой против Хищника — 2: выживает сильнейший».
Третьи: «Обитель зла — 3: вымирание», «Человек паук — 3», «Пираты Карибского моря: на краю земли», «Тринадцать друзей Оушена», «Шрек Третий», «Ультиматум Борна» (продолжение «Идентификации Борна»), «Час пик — 3».
Четвертые: «Такси-4», «Крепкий орешек 4.0».
Пятые: «Гарри Поттер и Орден Феникса», «Ганнибал Лектор: восхождение»
Шестые: «Рокки-6».
Создатели кино (главным образом, продюсеры) почти перестали искать оригинальные сюжеты и делают ставку на проверенные. Зачем выдумывать что-то новое, если все хотят видеть Джонни Деппа в роли пирата? Открытый финал, который прежде был оригинальной находкой режиссера и заставлял зрителей на выходе из кинотеатра кусать локти с вопросом: «А что же там дальше будет?», теперь стал общим местом. Что там будет, всем, в общем-то, понятно: будет повторение пройденного. Человек-паук будет спасать мир от Человека-тапка. Ничем хорошим это для массового кино не кончится. Помните, как говорил Филипп Киркоров: «Ремейки ей, видите ли, не нравятся. Встала и ушла!». Не нравятся. Вот и мы, рано или поздно, встанем и уйдем из зрительного зала.